МБОУ "Новосельская СОШ имени В.П.Пантыкина"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новосельская средняя общеобразовательная школа имени В.П.Пантыкина " Суздальского района Владимирской области

Воспитательная система школы

Добавлено: 27 марта 2017 8:38
Категория: Воспитательный процесс

Цель воспитательной системы школы: создание условий для воспитания духовно-нравственной, ценностно-ориентированной личности путем вовлечения в социально-значимую деятельность.

Задачи педагогического коллектива:

1. Формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей и с их позиции оценивать свои действия и поступки.

2. Развивать у школьников стремление проявлять свою гражданскую позицию, участвовать в жизни семьи, школы и села

3. Считать приоритетными в жизнедеятельности школы проблемы здоровьесбережения, духовно-нравственного развития воспитанников.

4. Содействовать закреплению ценностей и традиций школы в социально-значимой среде.

5. Совершенствовать деятельность педагогического коллектива школы на основе инновационных подходов в организации УВП.

Принципы:

v Принцип гуманизации. Подразумевает «очеловечивание» системы образования через реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Находит свое выражение в следующих положениях:

-педагог ставит ученика (воспитанника) не в позицию объекта, а в позицию полноправного субъекта воспитания и учения, создавая тем самым условия для ее творческой самореализации; групповая работа сочетается с индивидуальной, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка

v Принцип гуманитаризации образования. Предполагает формирование у учащихся (воспитанников) многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития. Посредством гуманитаризации образования в ОУ осуществляется становление духовного мира человека, создаются условия для развития внутренней потребности самососвершенствования реализации творческих возможностей личности.

v Принцип культуросообразности

заключается в том, что образование «открывает ребенку дверь» в мировую культуру (основанную на общечеловеческих культурных ценностях). Этот принцип требует приобщения ребенка к различным ценностям народной культуры, общества, культуры бытовой, физической, духовной, нравственной» интеллектуальной (определяющих отношение к природе, социуму, к людям самому себе).

v Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников, упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, побуждения к нравственным поступкам, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды.

v Принцип личностной ориентации

данный принцип требует обеспечения в школе психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса, создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности.

v Принцип развития самодеятельности и инициативы детей требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы, развития детского самоуправления; создание ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.

v Принцип педагогической поддержки рассматривается как особая сфера деятельности, направленная на самостановление ребенка как индивидуальности и представляющая процесс путей совместного определения его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах.

Механизм функционирования

Социально-значимая деятельность является системообразующим фактором в становлении и функционировании обучения и воспитания. Приоритетными видами социально-значимой деятельности в школе являются:

· КТД как возможность для одновременного и добровольного участия в нем школьного сообщества, позволяющего учитывать многообразие интересов и потребностей учащихся, способствующего реализовать себя как личность.

· Проектная деятельность как возможность реализоваться потребности в создании новых образов и реальных продуктов деятельности путем планирования, прогнозирования, конструирования, моделирования.

· Поисковая (исследовательская) деятельность как возможность реализоваться познавательным потребностям учащихся

Основные направления реализации социально-значимой деятельности:

v Программа «Я и Отечество»

ЦЕЛЬ: развитие системы патриотического воспитания, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение следующих задач:

1. воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

2. сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

3. формирование духовно-нравственных качеств личности

4. упрочнение единства и дружбы народов РФ.

.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

через:

- изучение семьи, родословных;

- изучение родного села, людей;

- краеведение, экологию, милосердие, развитие интеллекта, здоровья нации.

- изучение государственной символики

v Программа «Я и Мир»

Цель: создание условий для самореализации личности, воспитание целостного миропонимания

1. Формирование правовой, политической культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности.

2. Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали.

3. Приобщение учащихся к нравственным традициям народа.

v Программа «Я и Здоровье»

Цель программы: Создание условий для формирования основ культуры здоровья и его социальной значимости для учащихся, потребности в саморегуляции и физическом совершенствовании.

Задачи программы:

ü Сохранение и укрепление здоровья учащихся, освоение навыков здорового образа жизни;

ü Выявление одарённых детей, обладающих уникальными физическими способностями, содействие полному их раскрытию;

ü Привлечение к соревнованиям и конкурсам;

ü Воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

ü Активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;

ü Установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам профилактики заболеваний.

Деятельность по реализации программы предполагает:

1.Привлечение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для совместных занятий волейболом, баскетболом, футболом, легкой атлетикой, шашками, настольным теннисом;

Критерии и способы изучения

эффективности воспитательной системы

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

I. Педагог и пед.коллектив

-психологический климат

- удовлетворенность

педагогов

жизнедеятельностью в ОУ

- уровень профессиональной направленности личности учителя

Методика «Оценка психологического климата в пед.коллективе»


«Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ОУ» Е.Н.Степанова


Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя»

II. Дети

-уровень сформированности духовно-нравственной сферы личности

- уровень социальной адаптированности, нравственной воспитанности учащихся

- социально-психологический климат в коллективе

- организация воспитательной работы в школе

- диагностика профессиональной направленности (9,11 классы)

- уровень физической подготовки учащихсяДиагностика духовно-нравственной сферы личности школьника. Куликов А.С.


Анкета «Особенности ценностных отношений к жизни, людям, самим себе» С.М.Петровой, Н.Е.Щурковой

«Я и ценности моей жизни» Е.Н. Степанов

«Я и смысл моей жизни» Е.Н. Степанов

«Социометрия»


«Я и моя школа» Е.Н. Степанов

«Методика исследования удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в ОУ» А.А.Андреева

Опросник для определения профессиональных интересов


III. Работа с родителями

- удовлетворенность деятельностью школы

«Методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в ОУ» Е.Н. Степанова

Результативность функционирования воспитательной системы в школе

Центральное место отводится на реализацию социальных проектов. В 2008-2009 учебном году ключевым делом был социальный проект по теме «Россия в злате куполов, молитвой и веками освященных…»

Обращение к данной теме проекта продиктованы теми изменениями, которые происходят в обществе в последнее время:

• Духовное безразличие и пассивность современных подростков

• Забвение национальных традиций в обществе и в семье

• Предпочтение материального духовному, нравственному и интеллектуальному

Перед учащимися школы была поставлена проблема: «Какое значение имеют храмы на Руси, и какой вклад могут внести в восстановление храмов учащиеся школы и местные жители?» и выдвинута гипотеза: «Российские храмы являются основой национальной культуры и духовности русского народа»

В ходе проекта был составлен план исследования храмов сел Новое, Ославское, Суворотское, Суромна и программа действий по изучению храмов: Церковь Покрова на Нерли, Церковь Ильи Пророка с. Нового, Церковь Флора и Лавра с. Суворотское, Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с.Суромна, Церковь Николая Чудотворца с. Ославское, Церковь Иоакима и Анны п. Боголюбово.

В результате проекта учащимися школы созданы мультимедийные презентации краеведческого материала, используемого как дидактическое пособие к урокам истории, факультативу «Наш край» (региональный компонент). С данным материалом учащиеся школы выступали на районной акции «Я гражданин России», где заняли призовое 5 место, в конкурсе стендов в номинации «оформление проекта» – 4 место.

В 2009-2010 учебном году школа работала над социальным проектом «Река памяти».Цель проекта: объединить усилия детей и взрослых на поисковую работу ветеранов ВО войны, узников концлагерей сел Ославское, Новое, Суворотское, Суромна и создание передвижной экспозиции «Река памяти», посвященной 65-летию победы в Великой Отечественной войне.

Перед учащимися школы была поставлена проблема: «Как поднять интерес молодого поколения к изучению исторического наследия малой родины, сохранить в памяти своих сверстников героические страницы событий ВО войны, имена земляков, ветеранов ВО войны».

В результате проекта учащимися школы созданы мультимедийные презентации о ветеранах и малолетних узниках концлагерей в годы ВО. Данный проект построен на тесном сотрудничестве с Домом культуры и администрацией Боголюбовского с\п. Как результат оформлена передвижная экспозиция «Река памяти», которая была представлена на вручение медалей ветеранам войны и труженикам тыла, посвященных 65-летию победы в ВО войне.

С данным материалом учащиеся школы выступали на районной акции «Я гражданин России», где заняли призовое 3 место. В конкурсе проектов молодежных и детских общественных объединений для оказания государственной поддержки в номинации: гражданское и духовно-нравственное воспитание молодежи заняли призовое место.

В 2010 – 2011 учебном году учащиеся школы работали над проектом «Танцы народов мира», который был направлен на воспитание толерантности и национального самосознания, гордости за достижения культуры своего народа. В проекте приняли участие ребята с 1 по 11 класс. Реализация проекта проходила в два этапа. На 1 этапе учащиеся 5- 11 классов занимались исследовательской деятельностью. В ходе исследовательской деятельности ребята ответили на проблемные вопросы: «Как танец отражается в литературе? Какую смысловую нагрузку несет танец в кино? Каковы исторические корни русского хоровода? Как костюм влияет на характер танца? Какова судьба народных танцев, их история? Какими средствами передают художники характер народного танца?». Закончился проект новогодним фестивалем народного танца.

В 2011-2012 учебном году учащиеся школы работали над исследовательским проектом «Святой благоверный князь Андрей Боголюбский». С именем князя А. Боголюбского связана история села Новое. Ученики нашей школы задумались над вопросами: Почему Андрея Боголюбского считают святым князем? Как имя Андрея Боголюбского повлияло на историю нашего края? И почему на территории села Боголюбова, основателем которого является Андрей Боголюбский, до сих пор нет памятника в его честь? Перед учащимися 5-11 классов встала проблема: Можно ли поставить памятник Андрею Боголюбскому? Как общественность относится к данному факту? Учащиеся 1- 4 классов работали над темой «Андрей Боголюбский – храмостроитель». Ученики 5-11 классов подготовили отчет о проделанной работе в виде мультимедийной презентации, защита которой состоялась 20 января 2012 года. Администрацией Боголюбовского с\поселения была оказана поддержка идеи создания памятника. Учащиеся школы создали макет и эскизы будущего памятника. На районной акции «Я – гражданин России» работа была отмечена грамотой за лучшее оформление стенда и за активное участие в акции.

Традиционно в школе проводится КТД для учащихся 1 – 11 классов с привлечением родителей. 2008 – 2009 учебный год – КТД «В вихре вальса», 2009 – 2010 учебный год – КТД «Из истории танца», в ходе которого учащиеся изучили историю современного танца и на заключительном этапе КТД представили танцы: чарльстон, ча-ча-ча, танго, вальс, рок-н-рол, твист, ламбада; 2010 – 2011 учебный год – КТД «Танцы народов мира», в результате учащиеся исполняли народные танцы (хоровод, барыня, кадриль, лезгинка, сиртаки, белорусская полька, гопак) в национальных костюмах. В конце 1 четверти традиционно проходит осенний бал. В прошлом учебном году он проходил в форме «Осеннего бала сказок». Творческие коллективы 1-4 классов показали инсценировку русских народных и авторских сказок, 5-11 классов инсценировку волшебных и бытовых сказок.В 2011-2012 учебном году КТД «А ларчик просто открывался». Учащиеся подготовили следующие инсценировки басни И.А. Крылова: «Стрекоза и муравей» – 1 класс, «Свинья под дубом» – 2 класс, «Кукушка и петух» – 3а класс, «Два мальчика» – 3б класс, «Демьянова уха» – 4 класс, «Собачья дружба» – 5 класс, «Две собаки» – 6 класс, «Богач и поэт» – 7 класс, «Гуси» – 8 класс, «Волк и ягненок» – 9 класс, «Ворона и лисица» – 10 класс, «Кот и волк» – 11 класс. Мероприятия имели положительный отклик со стороны учащихся и родителей.